Эволюция в сфере торговли или цифровой учет?
С недавних пор в Белорусскую торговую сферу активно внедряется система Электронный знак, а инициатива по утверждению постановления Совета Министров Республики Беларусь N 713 «О системе регулирования цен», изначально вызвавшая неоднозначную реакцию рынка, адаптировалась и исполнительная часть ушла на «второй план». После «затишья разговоров о главном», реализуемый проект укрепило и постановление Совета Министров Республики Беларусь N 877, в котором предметом обсуждения стало прослеживаемость сделок по категориям товара.

Чего ждать и какой курс на предпринимателя?
В гостях: эксперт по международным делам в сфере торговли.
С изменениями в торговой сфере, действительно последовала неоднозначная реакция аудитории, но жестких требованиями к исполнению не было, что и перевило внимание на «второй план». Ошибочным оправданием в обществе стало, «как все, так и я». Но время и анализ череды изменений, возродил переосмысливших и выбравших путь «не со всеми». Сегодня рассмотрим, кого затронет из участников рынка, так как с момента старта проекта по маркировке, цепочку бизнес-индустрии разделили на производство, импорт и торговля. Если с производством на территории республики все понятно и прозрачно, то импортеры и продавцы попали «на карандаш», так как схемы, используемые с постсоветского пространства, по сей день функционируют. На них мы не будем заострять внимание, здесь и так друг друга знают уже не по имени, а в лицо…
Изменения перечня товаров
Обновления изменений вступили в силу 01.02.2025 , внесенные в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2025 № 1030, а также в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2021 № 17, в соответствии с которыми в Республике Беларусь с 01.10.2025 меняются подходы к маркировке отдельных категорий товаров. С кодами Тн ВЭД можно ознакомиться на официальном портале. Касаемо исполнения за соблюдением требований уделили особое значение: для продавцов на маркетплейсах вводится новый порядок документального подтверждения товаров, с 2025 года площадки будут выборочно запрашивать документы на товар, поступающий на продажу, подтверждением легальности для импортной продукции будет являться ГТД «государственная таможенная декларация», а для отечественной продукции сопроводительные документы по переходу прав. Розничные торговые точки, тоже столкнутся с усилением контроля за товарными остатками. В 2025 году будет введен мониторинг наличия товаров на витринах и складах, повышенное внимание заслужат магазины торгующим исключительно остатками без новых поступлений. Это направлено на выявление недобросовестных участников рынка.Оптовой торговле и импортерам предстоит обеспечить полную прозрачность цепочки поставок от производителя до конечного звена. Тут внимание будет уделено компаниям работающих со странами ЕАС, кстати говоря, на сегодня уже готова система мониторинга и технологии позволяют отслеживать цепочку, по которой товар попал к участникам таможенного союза. Но номинантом награды «все вниманием Вам» станут импортеры они же владельцы товаров из Турции, Китая, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Франции, Италии, ОАЭ, и других стран, так как их цепочка менее прозрачна, а ввозимые товары зачастую едут «отдельно от документов», хоть и торговые границы республики мало функциональны, но параллельный импорт предоставляли и предоставляют участники ЕАС.

Решения для бизнеса
С этапами цифровизации в республике появляются и бизнес-консалтинги, они берут ваши бизнес-процессы, под свою адаптацию с учетом всех законопроектов. Из списка таких компаний упомяну AIS GROUP CORPORATION, я знаю, что они предоставляет комплексное сопровождение и активно развивают внешнеэкономическую деятельность в Белоруссии по электронной коммерции, они сопровождают международные отношения, оказывают поддержку в развитие по производству одежды за рубежом и помогают с реализацией по всей территории таможенного союза. Мое мнение, что в таких условиях ужесточения требований к маркировке товаров, такие многопрофильные операторы становятся важным звеном в обеспечении легального и эффективного товарооборота. Но пересмотреть свою систему торговли, обзавестись современными технологиями, такими как эквайринг, онлайн касса, оператором электронного документооборота уже должен каждый желающий двигаться в ногу со временем. Ведь такая торговля нас ждет впереди и чем быстрее перестроить свой бизнес, тем в будущем будет меньше вопросов по деятельности. Кстати, не задумывались почему нельзя больше регистрировать ИП, а действующих переводят на общую систему?
Ответ думаю всем и так понятен.







