Некоторые граждане вопреки закону испытывают судьбу, садясь за руль без водительского удостоверения — одни были лишены его, другие и вовсе никогда не получали. К каким последствиям это приводит, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в управлении Следственного комитета по г. Минску.
— С 19 июня 2021 г. вступили в силу изменения в Уголовный кодекс, некоторые из них коснулись водителей. Так, в УК появилась ст. 317-2 («Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления»). Если раньше за езду без прав полагалась административная ответственность, то сейчас речь идет об уголовной, — поясняет временно исполняющий обязанности по должности начальника отдела анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК по г. Минску Валерий Каменев. — В частности, до внесения поправок, если попались за рулем один раз без водительского удостоверения, привлекали к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.14 КоАП. Ею предусматривалось максимальное наказание до 20 базовых величин (580 руб.). Это положение осталось в силе.
Если такого водителя останавливали в течение года во второй раз, снова составляли административный протокол, но уже по ч. 2 ст. 18.14 КоАП. В этом случае были предусмотрены штраф до 50 БВ (1 450 руб.), или общественные работы (до 60 часов), или административный арест (до 15 суток). Здесь тоже ничего не изменилось.
Но если бесправник задерживается в третий раз в течение года, то теперь наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 317-2 УК. Она предусматривает общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до 6 месяцев, или арест с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Если совершивший преступление гражданин, проходивший по ч. 1 ст. 317-2 УК, попадается вновь, то к нему применяется ч. 2 ст. 317-2 УК. Она предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ответственность по ней наступает в случае управления транспортным средством лицом, не имеющим права управления в течение срока погашения судимости.
По ст. 317-2 УК может назначаться как основное, так и дополнительное наказание. Срок погашения судимости начинается с момента отбытия основного и дополнительного наказания. Для ч. 1 ст. 317-2 УК он составляет 1 год.
Так что для квалификации по ст. 317-2 УК необходима повторность совершения административного правонарушения в течение года. Это исключает вероятность уголовного преследования лиц, допустивших бесправную езду по невнимательности, например, из-за истечения срока действия водительского удостоверения. Исчисление срока повторности начинается с момента привлечения за первое правонарушение.
По словам В. Каменева, за 11 месяцев нынешнего года в Минске по этой статье УК возбуждено уже 31 уголовное дело, из них 26 переданы прокурору для направления в суд.
Так, например, 43-летний мужчина, будучи неоднократно в течение года подвергнутым административному взысканию за управление транспортным средством без водительского удостоверения, вновь в очередной раз без прав управлял автомобилем Mitsubishi Pajero. На пр. Рокоссовского его задержали сотрудники милиции. Приговором суда Ленинского района он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 317-2 УК, ему назначено наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием из заработка 25 % в доход государства с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 3 года.
Этот же суд вынес обвинительный приговор в отношении 66-летнего гражданина, который без водительского удостоверения управлял Peugeot и на ул. Аранской совершил ДТП. На основании ч. 1 ст. 317-2 УК ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 900 руб.
Столичные следователи напоминают: перед тем как сесть за руль транспортного средства без водительского удостоверения, хорошенько задумайтесь, ведь такие поездки не проходят бесследно — порой они заканчиваются серьезными авариями с гибелью и травмированием людей. Были случаи, когда, садясь в машину, пассажиры знали, что водитель бесправный. И вместо того чтобы предотвратить поездку, они подвергали свою жизнь опасности.
Источник: Минск-Новости