Подростки из Беларуси придумали, как сверстники могут позаботиться о психологическом здоровье

Общество

В Минске 100 юношей и девушек 14-17 лет разработали 20 проектов в рамках республиканского тренинга по социальному проектированию АПШИФТ. Проекты должны помочь сверстникам справляться с трудными жизненными ситуациями и укреплять психологическое благополучие.

АПШИФТ – это методология социального проектирования. Обучение по методологии учит выявлять, изучать и понимать проблемы в местных сообществах, а затем создавать результативные проекты-решения в форме продуктов, цифровых решений или услуг. А также помогает подросткам развивать навыки социальных инноваций и предпринимательского мышления, в том числе навыки общения, решения проблем, критического мышления, финансовой грамотности, бюджетирования. Такая программа на сегодняшний день работает в 22 странах мира, а в Беларуси реализуется с 2019 года. Благодаря методологии белорусские подростки уже разработали свои проекты в области экологии и профилактики буллинга.

Подростки со всей Беларуси начали обучение по социальному проектированию в сфере психологического благополучия в марте. Во время обучающих онлайн-сессий работали над идеями проектов, которые помогут сверстникам разобраться в чувствах и эмоциях, улучшить отношения с родителями и друзьями, повлиять на их эмоциональное состояние, а главное – напомнить о важности заботы о психологическом здоровье. А в апреле приехали в Минск на трехдневный завершающий тренинг, где доработали свои решения, протестировали прототипы, оценили ресурсы для реализации, просчитали риски и бюджет. 20 команд убеждали экспертное жюри, что именно их проект достоин получить финансовую поддержку.

Тренинговая программа, направленная на укрепление психологического благополучия подростков и молодежи, была реализована Институтом психологии БГПУ в сотрудничестве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. В итоге победителями стали семь команд, каждая из которых получит финансирование на свой проект.

Среди них – ученики средней школы №16 из Барановичей, которые представили проект RAZMOVA. Это мобильная игра, где подростки смогут общаться, тем самым повышать уровень коммуникативных навыков. По задумке, пользователь создает свой прототип – уникального персонажа. Можно выбрать герою настроение, каждый день фиксировать чувства, а в конце месяца анализировать, каких из них было больше. Это научит разобраться в эмоциях и отслеживать свое настроение.

Гимназия №1 Витебска сможет выпустить коучинг-бук «‎Азбука решения подростковых конфликтов». Здесь собраны игровые упражнения и техники арт-терапии, которые помогут подросткам правильно взаимодействовать и слышать друг друга в состоянии конфликта с родителями, учителями или сверстниками.

Ученики школы №2 из Боровлян презентовали на тренинге проект, который через информационные и мотивирующие видеоролики будет стимулировать подростков обращаться к психологу и посещать в школе факультатив «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисных ситуациях».

– Конечно, мы очень рады победе! – делится эмоциями Анастасия, участница команды из Боровлян. – Мы пониманием, что получение финансовой поддержки – это очень торжественный момент. Была проделана огромная работа, но еще столько же впереди. Тренинг оставил самые яркие воспоминания. Вряд ли, выходя из школы, мы будем помнить, как решали какое-нибудь уравнение. Мы будем вспоминать друзей, эмоции, такие мероприятия, как этот тренинг. Чем больше ты видишь вокруг себя, тем больше новых знаний, знакомств и опыта.

В список победителей вошла и средняя школа №1 Логойска. Команда представила интерактивное пособие с аудиозаписями ПОДРОSTOK.FM. С его помощью сверстники смогут узнать об инструментах самопомощи в трудных жизненных ситуациях.

Минская гимназия №56 презентовала мобильное приложение SUNLITE, развивающее у подростков навыки общения, знакомства друг с другом, поиска единомышленников и повышения уровня здоровья.

Средняя школа №2 из Солигорска выпустит карточную игру «Давай решим трудности вместе», которая поможет найти конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями. А команда школы №45 из Минска – воркбук «Я справлюсь», с помощью которого подростки сформируют навык самопомощи, умение справляться со стрессом через упражнения на проработку стрессовых ситуаций, дыхательные и физические практики.

– С подростками очень важно открыто говорить на тему психологического благополучия. Темп жизни сегодня очень высокий, молодым людям стало сложно перерабатывать поступающую информацию и принимать решения, – рассказывает директор Института Психологии «Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка» Наталья Дроздова. – Подростковый период – это возраст юношеского максимализма, где много поиска, экспериментов, открытости миру и идей. А формат республиканского тренинга позволяет выйти за рамки учреждений образования и воплотить в реальность инновационные проекты подрастающего поколения.

– Подростковый период связан со множеством волнений, тревог и переживаний. Поэтому мы считаем важным говорить с подростками о психологическом здоровье, рассказывать о вариантах получения помощи психолога и принципах самопомощи. Особенно приятно, что подростки со всей Беларуси с таким азартом включились в разработку тематических проектов, которые помогут им и их сверстникам позаботиться о себе. И мы с радостью поддержим их в реализации этих проектов. Подобные тренинги ЮНИСЕФ в Беларуси проводит с 2019 года. Они помогают молодым людям развивать навыки решения проблем, критического мышления, креативности, эффективной коммуникации и лидерства. А также более активно участвовать в жизни своего города, – отметили в ЮНИСЕФ.

Поделиться ссылкой: